Фармакологические и поведенческие аддикции
Аддикциями в медицине принято называть формы деструктивного поведения, проявляющиеся в попытке ухода от реальности посредством приёма психоактивных веществ или определённого вида деятельности.
Когда речь заходит о лечении зависимостей, в основном подразумевается терапия от пагубной тяги к веществам, воздействующим на рецепторы нервных клеток в мозге и влияющим на состояние нервной системы.
Но существуют также и поведенческие аддикции – чрезмерное пристрастие к определённому виду деятельности, приносящему удовольствие. Получать удовольствие от жизни вполне здраво и естественно, но при патологических аддикциях это идёт в ущерб всей остальной жизни зависимого.
И сравнительно недавно появился новый вид поведенческой аддикции – зависимость от компьютерных игр.
Цифровизация общества и её последствия
Сам по себе феномен игровых зависимостей известен уже давно. Подтверждены исторические случаи, когда люди, принадлежащие к высшим сословиям, проигрывали в пылу патологического азарта баснословные состояния и разорялись. Именно поэтому в наше время во многих странах на законодательном уровне запрещены любые азартные игры, либо для них отведены специальные игорные зоны (как Лас-Вегас в США и Макао в Китае).
Но стремительное развитие цифровых технологий принесло новый вид игровой зависимости – патологическое пристрастие к компьютерным играм.
Дофаминовая система подкрепления и компьютерные игры
Компьютерные игры воспринимаются как способ отдохнуть. Но можно ли на самом деле отдохнуть за ними?
Недавние научные исследования, где мозговая активность участников процесса снималась с помощью электроэнцефалографа, показали, что современные компьютерные игры требуют максимума концентрации и скорости реакции, умения логически и стратегически мыслить. Но полноценно отдохнуть за ними нельзя, поэтому зачастую человек после нескольких часов, проведённых в игре, чувствует себя ещё более уставшим, чем до неё.
Вторым моментом, способствующим развитию игровой аддикции, является то, что над созданием современных компьютерных игр трудятся большие профессиональные команды. Любая игра при этом – коммерческий проект, созданный таким образом, чтобы пользователь проводил в нём как можно больше времени и приобретал внутриигровые ценности за настоящие деньги.
Поэтому при дизайне игр учитывается психология пользователей. И на основе неё разрабатывается система внутриигровых вознаграждений, стимулирующих дофаминовую систему вознаграждения в мозге человека.
Дофамин – важнейший внутренний нейромедиатор, выполняющий множество функций. Одна из главных – вознаграждать человека за продуктивную деятельность, направленную на достижение значимых целей. Именно дофамин отвечает за чувство приятного предвкушения перед свиданием, важной встречей и интересной для нас деятельностью. Без него мы не сдвинулись бы с места, даже чтобы дойти до холодильника за едой.
В реальной жизни «добыть» много дофамина сложно. Нужно довести какое-то важное дело до конца и получить успешный результат. А игровая система построена так, что получить много дофаминового подкрепления можно практически не сходя с места и достаточно быстро. Из-за этого зависимый от игр может полностью отказываться от социальной активности, учёбы, работы, домашних дел, других интересов.
Проблема формирования игровых зависимостей в том, что области мозга, отвечающие за мотивацию и самоконтроль формируются у человека одними из последних. Их созревание и активное формирование идёт до 25-ти лет. Именно поэтому подростки и молодые люди до 25-ти лет наиболее подвержены формированию поведенческих аддикций.
Как эффективно бороться с игровой зависимостью?
Поведенческие аддикции поддаются лечению достаточно сложно. Для этого потребуется длительная психотерапия с опытным врачом, который смог бы повлиять на непродуктивные паттерны поведения пациента.
Лучшей профилактикой зависимости от компьютерных игр у подростка будет создание здоровой самооценки, поддержка его социальной активности и интересов. Если подросток будет чувствовать, что реальная жизнь способна предложить ему гораздо больше, чем вымышленный мир, проблемы игровой зависимости можно не опасаться.